21.08.25В Казани обсудили развитие Казанской агломерации | Елизавета Слушкина
В Казани состоялся круглый стол, посвященный стратегическому развитию Казанской агломерации. Представители исполкома города и руководители пяти близлежащих муниципальных районов обсудили маятниковую миграцию населения и связанные с этим транспортные проблемы, развитие инфраструктуры районов, создание новых рабочих мест для равномерной нагрузки на территорию, вопросы качественного водоснабжения и водоотведения, туристические перспективы агломерации, а также приоритетные направления сотрудничества.
Участники встречи сошлись во мнении о том, что развитие «Большой Казани» требует общих усилий, и договорились в будущем провести серию встреч для совместного анализа отраслевых и территориальных проблем и поиска их решений. Модератором круглого стола была доцент кафедры теории и методики географического и экологического образования Казанского Федерального университета, эксперт разработки Стратегии РТ до 2030 г. Светлана Хуснутдинова.
Открывая встречу, заместитель руководителя исполкома Ильдар Шакиров подчеркнул, что сегодня вокруг Казани уже сформировалась крупная агломерация, представляющая собой мощный механизм экономического взаимодействия столицы и прилегающих территорий. В ее состав входят населенные пункты пяти муниципальных районов Татарстана: Зеленодольского, Высокогорского, Пестречинского, Лаишевского, Верхнеуслонского, а также сам город Казань. По данным на 1 января 2025 года, здесь проживает 1 723 986 человек, что составляет 43% населения республики.
«Большая Казань» обладает значительным потенциалом в силу развитой транспортной сети, включающей международный аэропорт, речной порт, крупные железнодорожные узлы и обширную сеть автомобильных дорог. Казань привлекательна для туристов благодаря богатому историческому наследию, а наличие ведущих вузов и научных центров способствует росту человеческого капитала и инноваций. Агломерация характеризуется высоким уровнем жизни, доступностью жилья, качественной медициной и комплексной социальной инфраструктурой, демонстрируя устойчивый рост, поддерживаемый инвестициями», – отметил Ильдар Шакиров.
Однако, интенсивный рост пригорода требует системного подхода к решению общих проблем.
«Процессы роста и развития происходят вне зависимости от административных границ. Пригород Казани растет и будет продолжать расти», – отметил директор МБУ «Институт развития Казани» Алексей Горбунов. На первый план выходит необходимость равномерно развивать прилегающие территории, обеспечивая их необходимой инфраструктурой и увеличивая экономическую привлекательность. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию полицентричной системы, которая обеспечит равномерное распределение рабочих мест и жилых районов, позволяя людям работать ближе к дому и повышая общий комфорт проживания.
Ключевым аспектом устойчивого формирования агломерации остается транспортная инфраструктура. Нехватка междугороднего сообщения, в том числе водного, и общая загруженность дорог в часы пик являются причиной значительной доли жалоб населения.
Транспортно-пересадочные узлы: основа современной мобильности
Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина подчеркнула роль транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в создании комфортной среды. «Транспортно-пересадочные узлы должны стать современными мультифункциональными комплексами, обеспечивающими как удобство пересадок между всеми видами транспорта, так и комплекс услуг, систему обслуживания, рекреационные пространства», – отметила она.
В качестве примера комплексного подхода она привела проект ТПУ «Компрессорный», разработка которого ведется в тесном взаимодействии с администрациями районов Казани, структурами Исполкома и экспертным сообществом. Все решения подкрепляются детализированным транспортным математическим моделированием, что позволяет учитывать динамику пассажиропотоков и оптимально планировать модернизацию. |