| Эта больница была последним подарком городу перед тем, как найти вечное пристанище на Арском кладбище... Много толков в народе вызвало опубликованное завещание Якова Филипповича. Оно беспрецедентно по своей сути. На нужды благотворительных заведений покойный оставил следующие суммы: - Обществу призрения и образования глухонемых детей – 5.000 рублей- Комитету общества попечения о бедных и больных детях Казани – 6.000 рублей
 - Александровской больнице – 10.000 рублей
 - Казанскому старообрядческому обществу Поморского согласия – 35.000 рублей.
 И так далее. Общая сумма составила около 955.000 рублей. Не забыл Яков Филиппович и слуг, завещав каждому до 500.000 рублей. Не забыл и родных и близких. Сегодня в такое трудно поверить, но факт остается фактом. И благодарная память казанцев еще не раз будет обращаться к именам истинных благотворителей. На страницах казанских газет того времени довольно часто можно было встретить подобные объявления и обращения: «Добрые люди, нас просят обратить Ваше внимание на чрезвычайно бедственное положение жены отставного коллежского секретаря Е. И. Самойлова. Муж тяжело болен, а на руках двое детишек. Помогите, кто, чем может. Адрес ее: Суконная слобода, дом Шелковниковой. Пожертвования принимаются и в редакции газеты «Казанский телеграф». «Казанским обществом трезвости в первые три дня Рождества Христова в чайно-столовой общества на Булаке будут выданы бесплатные обеды всем бедным». «Казанское общество русских женщин приносит искреннюю глубочайшую благодарность достоуважаемой  Аграфене Хрисанфовне госпоже Шамовой за щедрое пожертвование в пользу вышеозначенного общества в размере 100 рублей». Следует заметить, что фамилия Шамовых довольно часто появлялась на страницах местных газет.  И сегодня, спустя годы, мы понимаем почему… И ответ на вопрос, который я задала самой себе в самом начале: почему молельня на улице М. Межлаука сегодня, как и раньше имеет неофициальное название Шамовская очень прост: да, конечно, на средства этого мецената она была построена… БИБЛИОГРАФИЯ 1. "Республика Татарстан" № 131-132 (25207-25208) 1 июля 20042. Милашевский Г. А.  Казань и казанцы. Новые штрихи к старым портретам. - Казань, изд. "Заман",.
 3. Леонид Девятых "Казань: забытое и незнакомое".
 4. Айдаров С. С., Халиков А. Х., Хасанов М. Х., Алеев И. Н. «Казань в памятниках истории и культуры». - Татарское книжное издательство. Казань, 1982. 278 с.
 5. http://fsp.kazan.ws/cgi-bin/guide.pl?id_razdel=335&action=article
 6. Елистрах Крюк. Казанский казан. Религия в России / Религия в истории. 2.04.2002. http://religion.russ.ru/history/20020402-kryuk.html
 7. Что такое единоверие. Информационно-аналитический и энциклопедический портал. 19.11.2004 Русская Цивилизация. www.rustrana.ru
 8. "Республика Татарстан" № 72-73 (24628-24629) 11 апреля 2002, четверг Рафаэль МИРГАЗИЗОВ.
 9. Старая Казань: девятый тур. Булак хотели закопать, а при этом и семь городских мостов снести. "Республика Татарстан". № 112-113. 5.06.2003.
 10. С той же точки век спустя. Городской уголок с восточной пряностью. "Республика Татарстан" № 33. 17.02.2004.
 11. С той же точки век спустя. В стороне от суеты. "Республика Татарстан" № 149. 26.08.2002.
 Яндуганова Екатерина, школа № 12, 8A класс |